Авиация...Как много вместила она за век своего существования! Какой громадный шаг от аэроплана братьев Райт к сверхзвуковым самолетам совершила она! Много славных имен золотыми буквами вписано в историю мировой авиации, среди них немало имен и наших соотечественников и соотечественниц. Именно о них, о воздушных амазонках, авиатриссах, "ночных ведьмах", королевах пилотажа пойдет речь на страницах этого сайта.
А сейчас-немного истории.
Начало 20-го века.Воздухоплавание, полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха будоражат сознание людей по обе стороны океана. Россия-не исключение. Уже создан Российский Военный Воздушный флот. Действует несколько авиационных школ. В одной из таких школ-"Гамаюн", в 1911г. началась история российской женской авиации.
Пальма первенства в освоении пятого океана принадлежит Лидии Виссарионовне Зверевой. Именно она первой среди женщин окончила школу пилотов и получила диплом за № 31.Через два года, вместе с мужем, В.Слюсаренко открыла летную школу,где обучала полетам. Жизнь одаренной пилотессы оборвалась в 1916г., в возрасте 26 лет Лидия Зверева скончалась от свирепствовавшего в стране тифа...
Второй летчицей стала Евдокия Анатра(диплом № 54).
Совсем немного отстала от Анатры третья профессиональная русская летчица- Любовь Голанчикова(Галанчикова),певица,выступавшая под именем Молли Море.Она получила диплом пилота за № 59. Голанчикова всерьез увлеклась авиацией -несколько рекордов высоты и дальности, участие в перелете Берлин-Париж. Весьма показательно и то,что Любовь Александровна работала шеф-пилотом в фирме Фоккер(Германия), проводила демонстрационные полеты во многих городах Европы. Для этого надо было иметь несомненный талант и мастерство. В 1913г. Голанчикова стала испытателем самолетов киевского конструктора Ф.Ф.Терещенко...
Ещё одна известная русская пилотесса-княгиня Евгения Михайловна Шаховская, обучалась лётному делу в Германии. Любопытный факт: во время Первой мировой войны, Е.М.Шаховская "была призвана на действительную воинскую службу". Если быть более точными,то она поступила в армию вольноопределяющейся. Есть сведения, что Шаховская служила в Ковенском крепостном авиаотряде. Фото Евгении Михайловны в военной форме и с соответствующей положению надписью было помещено в одном из номеров "Огонька" за 1915г.
Имена первых русских авиатрисс были надолго забыты после Октябрьской революции 1917г. След,оставленный в истории отечественной авиации княгиней Шаховской, родственницей крупного промышленника Анатрой, певицей Галанчиковой пытались стереть приверженцы новой идеологии,считавшие,что такие герои молодой стране Советов не нужны...
После революции, Гражданской войны и всеобщей разрухи в нашей стране начинают активно развиваться авиация и авиационные виды спорта. С каждым годом всё яснее становилось понятно,что за авиацие-большое будущее.
Активно развивается планеризм.Крым, Коктебель-мекка для планеристов,которые сьезжаются сюда со всей страны. В 1923г., на г.Узун-Сырт прошли первые состязания планеристов. Они проходили там практически ежегодно,вплоть до 1935г. Наравне с мужчинами показывали чудеса владения безмоторным летательным аппаратом и женщины:Е.Грунауэр, М.Раценская, О.Клёпикова и др.
Екатерина Грунауэр была одной из первых женщин-инструкторов планерного спорта.Она не только учила летать на планерах,но и испытывала новые модели легкокрылых машин.
Маргарита Карловна Раценская,одна из самых известных в нашей стране планеристок. Она установила несколько мировых рекордов, первой среди женщин-пилотов стала Заслуженным мастером спорта СССР. В течение многих лет М.Раценская возглавляла группу планеристок на воздушных парадах в Москве.
Ольга Клёпикова 6.6.1939г. на одноместном планере "Рот-Фронт-7" установила рекорд дальности полета. За 8 ч. 25мин., она пролетела 749,2км. Этот выдающийся рекорд был недосягаем-для мужчин 12 лет, для женщин-38 лет.
Продолжение следует...